КТО ИЛИ ЧТО ТАКОЕ «БЕСЫ»?  

 

  1. Введение.

Наш доклад имеет целью выяснить на антропологическом, культурно-историческом и современном эмпирическом материале, что подразумевается под словом «бесы».

Интерес к понятию вызван тем, что оно ассоциируется с негативными комплексами и опирается на глубинные архетипические основания.

    В своём анализе мы по преимуществу опираемся на подходы эволюционной психиатрии. Эволюционная психиатрия рассматривает все психические феномены в их становлении: от простых форм — к сложным. Она стремится объяснить явления в их диалектической взаимосвязи, ищет не только причины возникновения феноменов, но и их цели и смыслы.

   Так как понятие «бесы» имеет негативное значение, мы обратимся к появлению самых ранних способностей человека к различению Добра и Зла. Без категорий этики и морали понятие «бесы», на наш взгляд, утрачивает смысл. В рамках юнгианского дискурса, таким образом, мы будем рассматривать архетипическую коллективную Тень и особенности её происхождения. 

  • Существует ли мораль у приматов?

Наблюдения приматологов показывают, что деятельность отдельных особей в стае в первую очередь подчиняется законам иерархии.

   Можно со всей определённостью сказать, что такие проявления эмоций у обезьян, как зависть, ревность, чувство собственничества, жадность, стремление к власти, мстительность, вспышки слепой ярости являются основанием для появления нарциссических и социопатических черт у человека. Самка шимпанзе способна отобрать еду у детёныша. Среди шимпанзе замечены случаи каннибализма – и не только по отношению к членам чужой стаи. Во время боевого патрулирования и пограничных конфликтов самцы шимпанзе могут убивать и калечить себе подобных особей, принадлежащих к конкурирующей стае. Случаев раскаяния приматологи при этом не отмечают. Баланс между агрессией и сдержанностью нащупывается методом проб и ошибок. Те стаи, в которых взаимная агрессия зашкаливает, просто со временем исчезают. Особи в них оказываются не способны к заботе, поддержке, кооперативной деятельности, уходу за детёнышами. Естественный отбор избавляется от носителей подобных поведенческих программ. Однако и чего-то излишне возвышенно-альтруистического от гоминид он не требует.

  • Каннибализм и привязанность.

   Останки предков человека так же свидетельствуют о явлениях каннибализма. Но наблюдаются и первые признаки заботы о соплеменниках. Так, археологи обнаруживают кости пожилых, больных и сильно покалеченных особей. В отсутствие заботы и поддержки такие инвалиды не имели бы шансов на выживание. Например, обезьяны с подобными дефектами обречены. А, скажем, некоторые неандертальцы и кроманьонцы имели возможность выжить — и пользовались ею. Будучи каннибалами в отношение иноплеменников, они тем не менее демонстрировали наличие привязанностей к близким, прообразы семейных уз. Судя по дизайну и наполнению захоронений, это был не случайный способ избавления от трупа родственника, а упорядоченное погребение. Телам могла придаваться эмбриональная поза, в могилу закладывались лекарственные  растения. Можно даже предположить, что в умах  неандертальцев уже появлялся прообраз фантазии о воскрешении или о некоем посмертном существовании.

                                                               — 1 —

Какие же основания могли способствовать этому? Во-первых, взаимная                                                                             привязанность становилась в ряде случаев достаточно глубокой – настолько, что выживший долго не мог примириться с потерей. Стала формироваться проточеловечская индивидуальность, уникальность, чувство незаменимости. Во-вторых, можно предположить, что предки человека видели сновидения, в которых присутствовал покойник. В-третьих, состояние сознания по крайней мере некоторых особей уже могло обладать определенными особенностями. А именно, возможностью считывания того спектра Реальности, который находится за пределами чисто утилитарно-прагматических потребностей, как то — самосохранение, размножение, удовлетворение естественных инстинктов. Триггерами к открытию этой способности могли выступать и психоделические вещества естественного происхождения, голодание, травмы, сенсорная депривация, неподвижность или монотонные движения, при которых наступало состояние транса.

   Возникает закономерный вопрос: зачем Природе, ориентированной как будто бы только на выживание, конкуренцию и оптимальную адаптацию, понадобились такие мозги уже у неандертальцев? Зачем и кому вдруг стал нужен настолько сложный процессор, если Ледниковый Период наши предки кроманьонцы и так прошли вполне успешно?

   Целесообразность появления родоплеменной морали на уровне первых хомо сапиенсов как будто бы очевидна. Она представляет собой важное конкурентное преимущество. Однако возникновение изощренных и утончённых религиозных практик, теологических систем, концепций, сюжетов, оказывающихся сильно за рамками повседневной народно-хозяйственной и инстинктивной деятельности, всё же озадачивает.

   Для объяснения этого мы предлагаем рассмотреть внешне достаточно эксцентричную, но внутренне непротиворечивую гипотезу.  Она заключается в том, что сознание не есть форма исключительно белковой высокоорганизованной материи. То есть помимо людей, обезьян, дельфинов, слонов, медведей и собак, существуют иные автономные формы сознания — но не на белковом носителе. Возможно, они тоже эволюционируют в рамках довольно сложного процесса, имеющего какую-то цель!

  • «Духи» и шаманизм — как чёрно-белый телевизор.

  Доказательством мыслей о том, что помимо человека разумного, на Земле существовали да и существуют иные формы разумной жизни, на наш взгляд, является шаманизм. Из соображений академической корректности вопрос всегда ставился только о происхождении веры в духов, но никогда о происхождении самих духов, как если бы они были только плодом воображения.

   Не обязательная, но довольно распространённая модель универсума в шаманизме имеет три уровня:

— верхний, небесный, населяется хорошими богами — у бурят тэнгриями (как вариант, рай, населённый ангелами);

— средний наполнен живыми людьми и многочисленными духами (у бурят онгоны, эжины) и разбавлен заложными покойниками (как вариант, зомби, привидениями, полтергейстами и т.д.);

— нижний мир (как вариант Аид, Тартар) населён хтоническими божествами (у бурят это царство Эрлен хана, обиталище злых духов), плюс так же покойниками.

  Однако и верхний мир, являющийся обителью высших существ, не обошла проблема вражды. Согласно бурятской мифологии, после смерти верховного божества Асаранга-тэнгри случилась «perestroika», пришла демократия, рыночные отношения, и божества разделились на «злых» восточных (44 злых тэнгрия с испортившимся характером) и «добрых» западных (количеством 55, «характер нордический, стойкий»). Западные

                                                              — 2 —

тэнгрии живут себе где-то там, вроде как за воздушным океаном, своей недосягаемо величественной жизнью, образно говоря, занимаются банковскими спекуляциями, отдыхают в Лас-Вегасе или на пляжах Флориды. А для взаимодействия с людьми имеют посредников, так называемых хатов (не от слова хата, которая с краю!). Хаты тоже господа уважаемые и состоятельные: ведут войны, имеют многочисленных жён, детей, скот и прислугу – в общем, всё как у серьёзных, ответственных и хорошо известных нам всем олигархов и банкиров.

   Исследуя проблему коллективной Тени, обратим особое внимание на подкласс онгонов, обитающих в среднем мире. Его составляют переродившиеся в духов обидчивые и злопамятные обыватели, в том числе мстительно настроенные покойники, умершие насильственной смертью. Они относятся к категории самых примитивных духов и ничем более не заняты, как только пакостями. В связи с этим их требуется как-то умилостивить.

  Царство нижнего мира напоминает бюрократически организованную тюрьму, состоящую из 88 темниц и очень большого штата чиновников, среди которых есть надзиратели, писари, рассыльные и так далее. И весь этот ГУЛАГ в основном администрируется восточными существами.

   «Черные шаманы» у предбайкальских бурят являются избранниками злых восточных/тёмных/левых божеств. Восточные духи, чужеродные, иноплеменные, имеют ещё характеристику «холодных», способных вызвать болезни людей и домашнего скота. Вероятнее всего они расценивались как пугающие, загадочные, но всесильные инакие чужаки. Для того, чтобы злые духи не реализовали своих сокровенных намерений, требуется посредник-переговорщик «чёрный шаман». Он откупается от злых духов через жертвоприношение. Такой шаман борется со зловредными силами, опираясь на помощь собственных духов-помощников.

   Однако специализация на «черных» и «белых» шаманов не является исходной.  «Белые шаманы», появившиеся позднее, приближаются к категории жрецов и обслуживают класс состоятельных господ, заинтересованных в сохранении стабильности.  

  • Славянские образы коллективной Тени. Нечисть.

         В первом приближении славянский пантеон «нечисти» составляют:

— во-первых, люди, обладающие сверхъестественными способностями, а именно, колдуны, ведьмы, ворожеи, оборотни, в чём-то сильно сходные с «чёрными шаманами»; под большим подозрением находятся бесноватые, одержимые, икотницы, юродивые, но они хотя бы вызывают сочувствие…

— во-вторых, — мифические существа, духи.

        Вторая группа содержит переходных персонажей, находящихся на не очень большой дистанции от человека – это всё те же самые покойники, особенно умершие не своей, насильственной смертью, самоубийцы. На самой далёкой дистанции находятся хоть и антропоморфные существа, однако совершенно уже не люди: это домовые, лешие, кикиморы, духи болезней, позднее — черти, бесы… Часть из этих существ, после крещения Руси, стала сильно напоминать разжалованных шаманских духов, а когда-то могла быть вполне функциональной и договороспособной, в зависимости от обстоятельств. Судя по фольклорным данным, особых умников среди перечисленных персонажей не

наблюдалось. Да, в игре на выживание имели место дополнительные опции, невидимость, например, телекинез, телепортация, однако в целом сверхзадачей сосуществования людей и зловредной нечистой силы был экологический баланс. Как хищники работают на

добровольной основе санитарами леса, так и нечистая сила в чём-то, видимо, сдерживала

                                                         — 3 —

экспансию людей, от чего-то ограждала, запугивая и обозначая границы дозволенного.

Обижаться на всю эту нечисть и придавать ей трагически тотальное значение, на наш взгляд, было бы перебором: всё равно как в лес никогда не ходить, потому что там комары, клещи, пауки, пиявки, змеи и серые волки. Их из биогеоценоза не выкинешь, они и есть законные обитатели леса.

   Злые болезнетворные духи использовали человека в качестве временного обиталища. В случае удачного изгнания празитирующего постояльца можно было даже увидеть, как он выглядит. Чаще всего это было насекомое. Однако будучи изгнанным, такой дух стремился сразу же найти себе другого носителя. Зачем ему необходимо человеческое тело или тело животного в качестве обиталища? Вопрос остаётся открытым.

Жизненный цикл малярийного плазмодия или глиста, или солитёра включает в себя промежуточного хозяина. И не исключено, что люди в житейской практике могли наблюдать не столько выбегание тараканов из головы, сколько выход остриц, аскарид или члеников цепня из ануса. Отсюда, вероятно, и делались далеко идущие выводы. Плюс к тому, кто как не насекомые и земноводные, сиволизируют максимальную чужесть и инаковость, создавая массу проблем в эпоху отсутствия репеллентов?

   К слову сказать, с таким же простодушием и безо всякой иронии мы сейчас приписываем происхождение почти всех болезней каким-либо травмам и неразрешённым психологическим конфликтам. Везде нам мерещится психосоматика. Плюс к тому, у нас появились и орудуют изнутри новые подрывные сущности. Например, Внутренний Теневой Ребёнок, весьма неоднозначный Защитник по Калшеду, не менее амбивалентный Трикстер, различные представители негативного родительского комплекса, психические «токсины» и так далее и тому подобное. Очевидно, шаманистам недавнего прошлого трудно было бы поверить в существование наших замысловатых злых «духов», и они сочли бы нас сумасшедшими, но мы-то верим, что всё вышеназванное существует!

  • Иудейская демонология.

   Политеистическая религия так или иначе оказалась представленной на всех континентах, что может свидетельствовать о её универсальности как одном из неминуемых этапов развития религиозности. По мнению религиоведов, она составляла и верования скотоводческих еврейских племён, населявших Палестину. Однако в Палестину проникали и более усложнённые религиозные системы. Влияние оказывали египетские и шумеро-вавилонские верования.

   Яхве стал единым богом иудеев только в VII в. до н. э., в период правления в Южной части Палестины царя Иосии. В 621 г. до н. э. Иосия издал указ, запрещающий почитание всех других богов, кроме одного. Из чего мы можем сделать вывод, что их было достаточно много. Изображения других богов и святилища, им посвященные, планомерно уничтожались; те евреи, которые продолжали приносить жертвы своим привычным богам, образцово-показательно наказывались, порой вплоть до смертной казни.

   К вопросу о силах добра. На его стороне были миллиарды бесплотных бесполых ангелов, способных по воле Божьей тем не менее материализовываться на какое-то время. При этом у ангелов существовала иерархия, самая высокопоставленная часть из

них была бессмертной. Старший ангел (по одной из версий) имел имя Метатрон (стоящий у трона). На представления о добре в иудаизме заметное влияние оказал уровень родоплеменного сознания, разделявшего всех на своих и чужих, естественным образом дискриминировавший чужаков на фоне собственной нарциссической исключительности. Влияние оказал так же рабовладельческий строй, утверждавший в качестве естественной, заповеданной Богом нормы социальное неравенство. Общей стратегической задачей добра

                                                                — 4 —

у древних евреев была четкая и довольно дотошная регламентация всей жизни, подчинение законам, способствовавшим иерархическому структурированию общества, консервативному поддержанию существующего статуса кво и выживанию в конкурентной борьбе с другими этносами.

   Соответственно, силами зла назначались те, кто реализации этих благородных задач препятствовал. Каковы же особенности зловредных иудейских демонов? Во-первых, в их функциональные обязанности входило творческое и неустанное творение зла Богу и людям. Однако тех, кто шёл у них на поводу, в конечном итоге они же и кидали. Что порождает законный вопрос: на кого на самом деле не покладая рук работал условный «ночной дозор», если посмотреть на ситуацию системно?

   Демонов тоже было чрезвычайно много, сотни тысяч! Они были невидимы, однако иной раз могли и материализовываться. Какой разработчик и зачем наделил их этими опциями? Иудаизм не заостряет на данном вопросе внимания. На сленге геймеров подобный опционал называется фичей, то есть представляет особые программные возможности игры и игроков. В данном случае мы бы могли говорить о киллер-фиче, или возможностях, отсутствующих у конкурентов. Например, у демонов и демониц была, в отличие от ангелов, такая фишка, как пол. Правда, по старинке только мужской и женский. Но поскольку речь идёт о древних евреях, то им эта отсталость простительна. К месту вспоминаются вечно сексуально озабоченные суккубы и инкубы – их ресурсом была возможность игры на фрейдистском движке пансексуализма. Зачем Бог сам себе же и сотворил таких противников, остаётся загадкой. Однако если мы вспомним фильм сестёр (тогда ещё братьев) Вачовски «Матрица», то увидим, что даже Архитектор, верховная программа «Матрицы», не может объяснить Нео, для чего главному герою даны сверхспособности! Вообще все эти художественно гимнастические прыжки и полёты как-то сбивают с толку – ну и зачем? Понятно, что нужен был яркий образ и кассовый успех – иначе денег на съёмки бы сёстрам не дали. Но ведь в отвергнутом пессимистическом финале (который бы горячо одобрили гностики) якобы вообще всё это грандиозное светопреставление оказывалось фикцией. Согласно отвергнутой продюсерами версии, ни один человек никогда не мог покинуть Матрицу, не мог даже осознать до конца, что он и её пленник, и её порождение. Однако стоило бы вспомнить и вполне оптимистическое заявление Архитектора о том, что «в седьмой серии Матрицы миром будет править любовь». Надежда умирает последней!

   Демоны, кстати, подобно отбившемуся от рук агенту Смиту, могли плодить демонов и вселяться в других существ — как в животных, так и в людей. С точки зрения фичи – очень даже толковая опция! Только в отличие от агента Смита, демоны, зачиная демонят, занимались сексом друг с другом и получали при этом бонус в виде сексуального удовольствия (а то и множественного оргазма — кто знает)! Но в любом случае всё было тщательно продумано.

   Третья часть демонов появилась в результате их сексуального взаимодействия с людьми. Ева якобы и была первой неудовлетворённой партнёром девицей, вступившей в половой контакт с демонами. Ну а дальше понеслось — не остановить!

Ева наплодила демонов девочек. Адам наплодил мальчиков — Адам же имел связь с Лилит. Лилит вообще совокуплялась с кем попало и тоже оказалась плодовитой.

   И хотя демоны смертны, но, в качестве поощрения за свою работу, они живут

намного дольше, чем люди, стареют медленнее и, видимо, долго остаются здоровыми и привлекательными, не обращаясь к пластическим хирургам и косметологам. Среди демонов существует иерархия. Бессменным главой всей их корпорации является Сатан (противник-разделитель).  Тремя качествами демоны подобны людям: они едят,

                                                              — 5 —

совокупляются и умирают. Тремя – ангелам, поскольку имеют крылья, знают будущее и перемещаются из одного края мира в другой.

   Почему же демоны, предвидя будущее, заведомо зная о своей нехорошести и обречённости, выбирают именно этот вид профессиональной деятельности? В 6 главе Книги Бытия читаем следующее: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал… И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.»

   Таким образом, можно предположить, что функционал демонов состоит в том, чтобы тестировать и провоцировать систему на высокие моральные нагрузки. И в том случае, когда Создатель/Архитектор получает не удовлетворяющий Его результат, Он обнуляет её, перезагружает и создаёт новую игру, с другим дизайном и персонажами. Понятное дело, что сериал с динозаврами, который тянулся миллионы лет, был очень сильно на любителя. Зато дальше, с появлением человека, сюжет оживился. Сейчас так вообще стал огонь! Но об этом поговорим чуть позже.

  • Что такое Жертва? 

Выше было сказано, что демоны, подобно людям, питаются. Но ничего не было сказано об их гастрономических предпочтениях и биохимии пищеварительного цикла. А что случается с демонами, если они голодают? Как долго они могут обходиться без пищи? Хотелось бы понять, чисто технически, что именно поглощают духи и что  выделяют, когда насытятся? Формально люди делятся с ними тем, что едят и пьют сами. Но зачастую демонам жертвовалась живая плоть, в том числе и человеческая. При этом понятно, что она же, становясь пищей, не проходила цикл Кребса в клеточных митохондриях и не служила клеточным топливом для демонов.

   Наличие энергии является необходимым условием для того, чтобы проделать какую-либо работу. Можно допустить, что существует психическая и даже духовная энергия. Возможно, страдания живых существ, особенно массовые, необходимы как для поддержания стабильности системы, так и для её перевода в неустойчивое состояние, а потом для перехода на новый структурный уровень. И чем больше задействовано психической и духовной энергии, тем быстрее и радикальнее может быть переход. Впрочем, жертвоприношениями можно удерживать и сложившуюся стабильность, статус кво. Значит, духи могли выполнять роль контрагентов, быть одной из сторон процесса, которая необходима для того, чтобы проделать определённую социальную работу. Поэтому обряды перехода интуитивно или в результате проб и ошибок системно сопровождались жертвоприношениями.

   По Г. Спенсеру, существуют три вида жертвоприношений: кормление покойников, подношение духам и богам (как добрым, так и злым), и, наконец,

жертвование себя. Возможно, эмбриональная поза, которую придавали трупу соплеменника неандертальцы, свидетельствует о том, что умерший приносился в жертву

Земле, возвращался в её утробу. Чтобы через какое-то время заново

родиться, как бы воскреснув. С какого-то момента каннибализм перестал быть

исключительно гастрономической прихотью (а где-то вынужденной необходимостью) и приобрел ритуальный характер.

   В самых мягких формах, спустя тысячелетия, жертвоприношение становится или символическим, или аскетическим, когда в жертву приносятся естественные потребности:

                                                                 — 6 —

в сексе, в еде, в комфорте, в безопасности, в общении, в амбициях… То напряжение, которое адепт сознательно переживает в процессе воздержания и смирения, вероятно, становится топливом, пищей для неких внешних сил и для его перехода на более высокий духовный уровень.

   Принесение себя в жертву является одним из краеугольных камней христианства. Жертва Христа имела универсальный искупительный характер и служила высоким вдохновляющим примером преодоления ограничений плоти и земных соблазнов. В буддизме мы тоже имеем дело с ритуалом чод, который можно назвать буддистским апофеозом альтруизма.

  • Христианство и его Тень.

Как сказано в Евангелиях, Христос постился в пустыне сорок дней и ночей и был искушаем дьяволом. Но почему он очищался от обычной пищи? Согласно Евангелию от Матфея, дьявол подступил к Христу со следующими словами: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». На что направлено предложение дьявола? С одной стороны, на то, чтобы удовлетворить острую потребность плоти в пище на фоне длительного голодания, с другой – на то, чтобы проявить сверхъестественные способности. Иисус ответил дьяволу: «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Здесь налицо противопоставление как естественных инстинктов духовным устремлениям, так и отказ от нарциссического всемогущества. В том же Евангелии читаем: «Потом берет Его дьявол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.» И тут мы снова видим, как Иисус твёрдо стоит на своём, потому что кроме человеческого произвола и гордыни, есть инстанция и смыслы намного выше и значительнее. В Евангелии от Луки приводится пример ещё одного искушения: «и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.» Корнем этого конфликта остаются всё те же самые иерархические инстинкты социальных животных, стремление некоторых особей к власти и доминированию. В «Послании к колоссянам» апостола Павла мы находим мысли, принципиально отличающие новозаветную этику от ветхозаветной: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.» В этих строчках мы можем увидеть пример радикального преодоления как животного эгоизма и индивидуализма, так и этнического нарциссизма. Соответственно, можно предположить, что дьявол и бесы самым логичным и последовательным образом будут соблазнять людей на то, что названо Иисусом злом. На наш взгляд, вся нынешняя рыночная цивилизация уже не

                                                           — 7 —

конфронтирует с коллективной христианской Тенью, а почти сливается с ней. При этом можно заметить, что и само христианство, особенно в его ортодоксальной части, превратилось в своего рода цивилизационную Тень. По крайней мере для современного либерального большинства. В Евангелии от Луки читаем: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Бог стоит на первом месте – как цель, как смысл всего сущего, как максимально широкий контекст и система координат. Ближний на втором. А сам человек только на третьем. Но на практике Я сегодня стоит на первом, некоторые из ближних (симпатичные и полезные) на втором. А Бог, как известно, умер. Но умер Он не потому, что в Нём прекратились процессы клеточной жизнедеятельности, а потому что Он не ощущается, не переживается, не осознаётся нами, как раньше. И тут, пожалуй, становятся понятными причины пессимизма гностиков, поделивших всё человечество на три категории: пневматиков (одарённых пневмой, или духом, искрой божьей), психиков (живущих эмоциями) и гиликов (живущих ощущениями, предметно-материальным миром). Гностики приходили в отчаяние от того, что в биологии и психологии действует закон усреднения, что посредственность/пошлость это и есть норма, а всё выдающееся есть патология — в лучшем случае эксперимент. И когда мы ориентируемся на средний вкус, на усреднённое общественное мнение, на условно демократичный выбор и решения (во что вообще-то не верится, скорее, верится в искусные манипуляции), то мы неизбежно впадаем в китч. О чём бы ни шла речь. А хотя бы и о духовности, о пост-юнгианстве! 

  • «Бесы» современности.                                                                                                         Самая простая и нахальная категория «бесов» это полтергейсты. И самая наглядная. Вообще-то явление это чрезвычайно древнее. Сведения о нём содержат вавилонские клинописные таблички. Оно было отражено в древнеегипетском папирусе, в котором вдовец обращается с недоумением и обидой к недавно упокоившейся супруге в связи с возникновением полтергейстных явлений, взмолившись — «за что?» Автор апеллирует к суду Осириса и надеется на восстановление справедливости. Сведения о домовых содержат как русские летописи X, так и хроники XIX века. Особенно много полтергейстных явлений в России происходило во времена  perestroika. Самым тяжелым и кровожадным был «Аскизский полтергейст», начавшийся в августе 1994 и завершивший активную фазу в апреле 1995 года. За время изучения этого явления в перестроечном Санкт-Петербурге было две известных мне жертвы – в обоих случаях имел место суицид пожилых людей через самоповешение. Поскольку я непосредственно занимался этими случаями, то ответственно заявляю: полтергейст был настоящий, психических расстройств жертвы на момент совершения суицида не имели. Аскизский же полтергейст унёс три человеческих жизни и привёл фокальное лицо к госпитализации в психиатрическую больницу с эпилептиформными приступами. Он пошёл на убыль только после гибели одного из носителей явления. По мнению Якличкина Ю.И., автора основательной монографии на тему Аскизского полтергейста, основной задачей последнего была демонстрация сверхвозможностей людям с целью влияния на их психику и мировоззрение.

   Помимо фиксируемых приборами аномалий в виде возмущений магнитного поля, визуально и при фотосъёмке на месте событий наблюдались туманные образования куполообразной, пирамидальной и шаровидной формы. Имело место ухудшение самочувствия у исследователей явления в виде сердцебиения, тяжести в теле, головной боли, мышечной слабости, онемения, зрительных и слуховых галлюцинаций,

                                                          — 8 —

нарушений сна, тревоги, носовых кровотечений, резких сосудистых и мышечных спазмов, агрессивности, шаткости походки, смазанности и замедления речи, анемии, расстройств пищеварения. Исследователями так же отмечалось ощущение изменений характеристик пространства, как если бы они попадали в более плотную вязкую среду, фиксировалась заложенность ушей, гул, тошнота, головокружение, падение или подъём давления, вплоть до обмороков, сильное сдавливание в области затылка и висков… По мнению Якличкина, комментирующего результаты патологоанатомического заключения после эксгумации трупа одного из носителей явления, смерть первого пострадавшего скорее всего наступила из-за воздействия полтергейста на нейроны бледного шара и спазма сосудов поджелудочной железы. Смерть второго пострадавшего наступила от спазма сосудов и последующего некроза поджелудочной железы. Однако через некоторое время скончался его тринадцатилетний сын. Характер повреждений был аналогичен тем же, что и у отца. Коротко упомянем о содержании галлюцинаций фокального лица, мальчика по имени Егор, которому на момент начала полтергейста было 10 лет. Он видел своего покойного отчима в образе человека-зверя, появлявшегося в разных местах и манившего его за собой. Во время приступов Егор перемещался в другое пространство, где его преследовала высокая пожилая женщина в черной одежде, хватала за шею и начинала душить. Исследователями описываются и внешние повреждения на шее мальчика в виде кровоподтёков. Полагаю, на протяжение тысячелетий мало что менялось в смысле клиники полтергейста. Явление могло быть иногда очень активным, агрессивным и долговременным, а иногда протекало легко и малозаметно. Но какова же истинная цель спорадического появления данных феноменов? В первом приближении это могло бы быть весьма эксцентричным напоминанием для людей о том, что существуют иные формы разумной жизни, а значит, наши представления о Реальности не полны. Верующие при этом должны были бы только ещё больше укрепляться в своей вере, а неверующие сомневаться в своём неверии. Вроде бы, задача понятная и в целом благая, ибо противостоит человеческой гордыне, хаосу и произволу. Смущают только изуверские методы, человеческие страдания и жертвы, которые сопровождают проявления шумного духа. Так на кого же в действительности работает «нечистая сила», на каких условиях и что она с этого имеет? Кто является настоящим заказчиком, выгодополучателем и спонсором? Вопрос остаётся не закрытым на протяжении тысячелетий. Нам, например, трудно представить, чтобы такими действиями сатана мог расположить к себе кого-то из обывателей, склонив на свою сторону. 

  1. «Бесы» и высшая математика.                                                                                                       30 сентября 2017 года на 52 году жизни скончался выдающийся математик, профессор Принстонского университета, доктор философских наук Владимир Воеводский. По информации от обнаружившей его тело бывшей жены, Воеводский якобы скончался из-за разрыва аневризмы, находясь в доме один, при этом он  не обращался за помощью. Однако самое интригующее заключается вот в чём: в двух интервью, которые он дал в ЖЖ в 2012 году, Воеводский рассказал о том, что с июня 2006 по ноябрь 2007 года он не занимался математикой, поскольку переживал сложный духовный кризис. Судя по дате официального развода, который состоялся в 2008 году, одной из составляющих кризиса могла быть неудавшаяся семейная жизнь, однако в интервью выдающийся математик делает упор на другом. Если исходно Воеводский осознавал себя как агностика, то на основании прямого опыта необычных переживаний его мировоззрение стало существенно меняться. Судя по отрывочным данным, больше всего кризис напоминал то, что описывал Карл Юнг в своей «Красной

                                                          — 9 —

книге», а из отечественных аналогов — Даниил Андреев в «Розе мира». Математик рассказывал о голосах, видениях, необычных ощущениях в теле, напоминающих синдром психического автоматизма, множественных явлениях синхронии. Порой он настолько зримо видел существ иной реальности, что мог, например, играть галлюцинаторным мячиком с галлюцинаторной девушкой. В самый острый отрезок кризиса с сентября 2007 по февраль 2008 года у Воеводского были периоды, когда он не мог читать, плохо владел телом из-за расстройств координации. Однако весной 2008 усилием воли он вернул себя к профессиональным занятиям и ему удалось научиться управлять голосами, в том числе обрывая их. Обсуждая со знакомыми сложившееся положение дел, Воеводский отверг наиболее поверхностные и банальные, по его мнению, версии про инопланетян, гипноз, демонов, бесов, магов, экстрасенсов, психическое расстройство и в итоге вынужден был использовать компромиссный термин «духи». Который впоследствии тоже счёл неудачным. Он сам нашёл, что его история близка к той, которую описывал Юнг. Всё это время профессор вёл дневник (который к моменту интервью насчитывал около 80 страниц на компьютере) касательно опыта в период проживания в Salt Lake City. Им было написано уже около 250 страниц и о последующих событиях. Воеводский продолжал делать записи, готовил их к публикации, но… внезапно скончался. Однако из материалов интервью можно сделать предварительные выводы о том, к чему пришёл Воеводский на основании полученного им нетривиального опыта. А именно:

— Наука не имеет полной картины Реальности, противопоставляя себя религии.

— Дарвиновская модель не объясняет значительной части феноменов, с которыми сталкивается сама же наука. То есть в лучшем случае наука способна объяснить какую-то группу явлений, но не всю Реальность.

 — Источники галлюцинаций воспринимались им как вполне автономные сущности, со своей волей, интеллектом, намерениями, опытом, суждениями и целями. Вот что он говорит о них сам: «Вокруг нас есть нечеловеческие разумы. Под словом «разум» я здесь понимаю информационную систему, обладающую памятью, мотивациями, способностью к моделированию внешнего мира и к планированию. Они не «инопланетные», а исконно земные и, скорее всего, эволюционно старше, чем люди. Эти разумы активно (и иногда негативно) влияют на жизнь людей. Мир этих разумов очень сложен, может быть даже сравним по сложности с той частью мира в целом, которую мы сегодня называем физической реальностью. Спекулировать о структуре этого мира мне бы не хотелось, потому что мне не хватает для этого фактов, наблюдений.  Даже простейшие вопросы на сегодня для меня не имеют однозначных ответов. Я уверен, что эти разумы взаимодействуют с людьми. Почти уверен, что с высшими животными.»

— Некие разумные сущности способны управлять людьми или направлять поведение людей в нужную сторону, создавая как бы своего рода «сбрую», сея семена идей и намерений, которые человек может воспринимать в качестве собственных, хотя они таковыми не являются. В целях маскировки эти «семена» могут содержать изначально верные посылы, однако постепенно может происходить малозаметная подмена. Но поскольку человек свыкается с той мыслью, что эти идеи принадлежат ему, то начинает их развивать и отстаивать как собственные.
 

                                                           — 10 —

— Информация, которую он получал, была неоднозначной. Воеводский говорит о ней так: «Реакция была двоякая. Во-первых, возмущение, поскольку больше всего в открывшемся было грязи и издевательства над людьми. Во-вторых, восхищение и надежда, когда в этой грязи вдруг появлялись проблески любви, красоты и разума.»

— Профессор предложил технически корректную идею по регистрации явлений синхронии с использованием современных средств фиксации событий, человеческой речи, информационных потоков и их математической обработкой.

— Страх, который может испытывать подвергшийся воздействию «разумов», очень удобен с точки зрения манипуляции человеком. Но сам Воеводский этот страх преодолел.

— Со временем он научился чётко отличать свою волю и свои мысли от навязанных, или внедрённых, что свидетельствует о возможности маскировать волю «духов» под человеческую.

— Некоторые разумы высокого уровня организации, по мнению Воеводского, влияли и влияют на формирование жизни на Земле и протекание исторических процессов. В частности, ими был инициирован технический прогресс. Если бы этого прогресса не случилось, то экстенсивное сельское хозяйство быстро исчерпало ресурсы планеты. Потом технический прогресс сам начал угрожать истощением ресурсов Земли, в частности, исчерпанию запасов полезных ископаемых. Теперь эти скрытые разумы готовят человечество к контактам с внеземными цивилизациями. В общем, как и во времена палеолита, речь идёт о поддержании динамического баланса между геосферой, биосферой, антропосферой, техносферой и ноосферой. 

— И вот какую задачу ставит перед человечеством учёный: «Для того, чтобы человечество выполняло свои функции стабилизатора скрытого мира и помощника в его развитии, необходимо, постепенно, устанавливать гораздо более эффективные и осознанные связи между культурой (здесь — в смысле общечеловеческого знания, отрытого для всех людей) и верхними «слоями» скрытого мира. Для этого нужно преодолеть множество препятствий и не в последнюю очередь препятствий, связанных с манипулятивным слоем скрытого мира. В частности, этот слой нужно вывести на «поверхность», т.е. открыть для человеческого познания. Какие с этим связанны этические, моральные и экономическо-политические проблемы, я думаю, многим понятно. Но есть ощущение, что начинать этот процесс можно и нужно уже сейчас.»

— Ещё одной из сюжетных линий кризиса учёного была тема адаптации к менталитету Америки, к американскому духу («духам»). И результатом процесса была синхронизация с ним. Но! Внезапно последовавшая смерть ученого заставляет усомниться в успехе.

  Наша клиническая и аналитическая практика так же содержит богатый иллюстративный материал, который мы вынуждены опустить за неимением места и времени. Можно только сказать, что на одном полюсе континуума находятся диссоциативные расстройства личности, а на другом явления одержимости и полтергейста.

  1. Игра престолов.

       Мы строим свои рассуждения и доказательства не на интерпретации текстов Священного Писания, не на герменевтике, а на интерпретации фактов и процессов, которые признаются реально существующими и в этом качестве не оспариваются. Так,

                                                           — 11 —

например, не оспариваются особенности поведения обезьян, наличие ископаемых останков предков человека разумного, артефакты, собранные в процессе раскопок, не оспариваются даже явления полтергейста, по крайней мере теми исследователями, которые стали непосредственными очевидцами этих событий, не оспаривается наличие галлюцинаций, или «голосов», вспышки международных конфликтов — но интерпретироваться все перечисленные феномены могут по-разному. И у каждого есть на это право, поскольку времена Святой Инквизиции прошли.

   По мнению Сэмюэля Хантингтона, автора книги «Столкновение цивилизаций?», современные конфликты определяются уже не столько экономической составляющей, сколько противоречащими друг другу культурными традициями. Прежде войны могли вспыхивать между правителями, потом между нациями, потом между идеологиями, а в новейшей истории мишенями для агрессии, скажем, западных колониальных культур (или наоборот) потенциально могут стать незападные цивилизации, к которым можно отнести конфуцианскую китайскую, православную евразийскую, арабскую исламскую. Каждая из этих цивилизаций формирует определенную этническую идентичность – со своими базовыми ценностями, культурными кодами, представлениями о «добре» и «зле», норме и не-норме, повседневными привычками. Разумеется, существуют области размытых границ и размытые идентичности. Но речь, скорее, идёт о своего рода цивилизационных ядрах. Каждый индивидуум может находиться на том или ином удалении от ядра, но не может игнорировать полностью его влияния на себя, в том числе через коллективное бессознательное. Через ядро проходит условная ось развития, которая устремлена во времени к тем или иным целям и ценностям. Как только какая-либо из цивилизаций начинает навязывать свой вектор другим, так возникает потенциальная угроза конфликта. Скорости и масштабу его протекания способствуют в первую очередь достижения научно-технического прогресса, обеспечивающие средства доставки цивилизационных ценностей. Возьмем для примера результаты насильственного пересаживания западной демократии в Афганистан, Ливию, Ирак… Перечисленные страны, вместо того, чтобы с радостью перенять один в один чужие ценности и систему этических координат, скатились на более ранний уровень развития, по сути вернулись в феодализм. Религия, как правило, являет собой концентрированную форму цивилизационных ценностей и ориентиров. Она и служит одним из элементов создания цивилизационной оси, наделение её смыслом и целью.

   Если можно допустить, что конфликты внутри цивилизационного ядра, на том или ином этапе его движения по оси времени, имеют шансы для относительно мягкого типа разрешения, то конфликты и противоречия между разными цивилизационными ядрами, как правило, перерастают в жёсткие бескомпромиссные войны. Примером обыгрывания внутреннего цивилизационного конфликта на оси времени является сериал «Американские боги». Там нет жёсткого деления персонажей на добрых и злых, есть, скорее, симпатичные персонажи или несимпатичные, что зависит от предпочтений сценаристов и режиссеров. Но если конфликт внешний, то изнутри цивилизационного ядра оппонент воспринимается как олицетворение зла, а символы собственной идентичности как олицетворения добра. И только один переход от язычества к авраамическим монотеистическим религиям имел такую же степень отчуждения от своей же прежней идентичности. 

  Символическим жестом, открывшим «ящик Пандоры», на наш взгляд, являются очень неоднозначные по технике исполнения события 11 сентября 2001 года. Это и был тот Рубикон, который перешла западная цивилизация в своем очередном квази-крестовом походе на Восток. Кстати сказать, режим чрезвычайного положения,

                                                       — 12 —

введённый после 11 сентября, продолжается и по сей день. Разумеется, встаёт вопрос о настоящем выгодополучателе этого беспримерного акта жертвоприношения. Во имя чего на самом деле погибли люди? Кто и каким образом стратегически распорядился этой жертвой?

     Однако вернемся к динамике отношений человека и некоего «параллельного разума». Ярким примером конфликтов с вовлечением обеих сторон могут служить так называемые «шаманские войны». За этими войнами стояло родовое сознание, его система координат и ценностей, которые нельзя назвать гуманистическими и  общечеловеческими. Они в общем довольно-таки близки к инстинктам социальных животных. Выглядели такие войны для стороннего наблюдателя довольно банально, как раздельное пребывание противников в шаманском трансе. Но могли таки стоить проигравшему жизни. Подчеркнём, физического контакта между шаманами не было. Скорее, это отдаленно напоминало виртуальные битвы Нео с агентом Смитом.

   Далее стоило бы упомянуть так называемые «бесовские страхования», которые описываются в житиях святых и христианских аскетов. Особенно наглядно подобные сюжеты представлены в «искушениях Святого Антония», где демоны выглядят как разнообразные животные и монстры, а так же как сексапильные женщины. Агеография сохранила богатые сведения о духовных войнах, которые вспыхивали между православными подвижниками, пришедшими на Русский Север, и местными языческими духами, стремившимся сохранить сложившийся статус кво.

Чем примитивнее некий параллельный разум (демоны/бесы), тем нагляднее и проще выглядят его манифестации. Но в исторической перспективе мы можем наблюдать тенденцию ко всё большему усложнению. Так, например, в одном из диалогов переболевших ковидом священников присутствует куда более замысловатый образ тёмных сил. Один из батюшек, переносивший тяжелую форму инфекции, испытывал глубокую апатию, чувство бессмысленности борьбы за жизнь и ощущение тщетности самой жизни. При этом он относил описываемую симптоматику на счёт происков сатаны и держался за свою веру до последнего, твердя молитву. В общем, очевидно, что в процессе исторического развития ситуация с «тёмными силами» всё больше и больше запутывалась.

На оси развития православной евразийской цивилизации можно разглядеть такие отличительные черты, как Антропоцентризм и апокалиптического финал в качестве конечной цели всего развития. В пользу первого говорят слова из Книги Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.» В пользу второго — весь путь подготовки праведника, ожидающего воскрешения в прежнем теле после пребывания в раю.  Кроме того, мы помним, что согласно христианской мифологеме, сатана, словно старший сиблинг, взревновал к человеку, увидев в нём достойного врага и мишень. В общем, человек на Земле был когда-то очень важной персоной, достойной самого пристального внимания, даже мелочной опеки и вмешательства – взять хотя бы пример Всемирного потопа (заменит ли его киборг, Искусственный Интеллект?).

 Мотив избранничества присутствует так же и в современном западном цивилизационном векторе, о чём свидетельствует планы масштабной депополуляции и сохранения «золотого миллиарда». Но принцип отбора тут другой, не содержащий сакрального измерения, основанный не на праведности и набожности. Просто в итоге

                                                            — 13 —

селекции выживает сильнейший-умнейший-хитрейший-богатейший. В результате значительного уменьшения людей затормаживается парниковый эффект, планета очищается от загрязнения, в некотором смысле возвращаясь в райское первозданное и естественное состояние. Однако в чём же будет заключаться смысл существования выживших, к чему они будут устремлены, кроме собственного комфорта? Похоже, что постчеловек виртуализируется, коллапсирует, движется в сторону выравнивания с любыми иными объектами, например, с роботами.  При этом нет никакого Бога, который бы интересовался человеком. И нет человека, который бы интересовался Богом.

  Находясь под прямым влиянием этого драйвера, являясь его проводником и воплощением, министр образования и помощник президента РФ, ныне председатель попечительского совета «Российского научного фонда» А.А. Фурсенко на молодёжном форуме «Селигер-2007» заявил следующее: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других». То есть перед православной евразийской цивилизацией в организованном порядке была поставлена задача радикального переформатирования из человека-творца, из подобия Божьего — в человека-потребителя, пользующегося результатами творчества других. Но кто эти другие? Кем именно была поставлена такая задача, с какой стратегической целью?

  Приведём далее цитату из трудов лидера официально разрешенной в США «Церкви сатаны» Энтони Лавея: «Это вызывающе эгоистическая, грубая религия. Она основывается на вере, что человек — непреодолимо эгоистичное, агрессивное создание, чья жизнь представляет собой дарвиновскую борьбу за существование, где побеждает сильнейший, что землей правят те, кто борется до победы». Энтони Лавей, так же, как и Фрейд, считал, что сексуальный инстинкт есть самый сильный, основной инстинкт в человеке. Соответственно, организация поддерживает ЛГБТ-движение, а Православие числит во врагах. Таким образом, христианские ценности становятся для адептов сатанизма коллективной Тенью. При этом сатанисты не только искренне убеждены в том, что на их стороне стоят могущественные невидимые силы, но практикуют непосредственное общение с ними, совершают обряды, включая жертвоприношения. Лавей сформулировал девять основополагающих принципов для своих последователей. Так, например, он пишет о том, что сатана рассматривает человека только как одну из разновидностей животных, чьё поведение зачастую хуже и лицемернее, чем поведение четвероногих. Якобы именно божественное, духовное и интеллектуальное развитие сделало человека самым жестоким существом в мире. Человеку разрешены все без исключения «грехи», так как они дают разрядку и отражают истинную сущность людей. Сам станизм как будто бы необходим церкви для того, чтобы ей было чем заниматься. То есть в последнем пункте опять подчеркивается идея баланса.

  Коротко резюмируя, современную ситуацию цивилизационнного конфликта можно увидеть следующим образом: на одном полюсе находится Православие, отстаивающее консервативные ценности, на другом либертарианство, включающее, как крайнюю, эксцентричную форму, и сатанизм. 

  И тут, заканчивая доклад, мы обращаемся с вопросом к аудитории: возможно ли срабатывание трансцендентной функции, если сохранять нейтральную позицию, и каков может быть символ её проявления?

                                                                — 14 —